Монотехническое образование

Монотехническое образование
   — монотехнизм (от греч. monos - один), направление педагогической мысли 20-х гг. 20 в., отражавшее один из подходов к проблеме взаимосвязи общего и профессионального образования (см. Политехническое образование). Термин "монотехнизм" возник как антоним понятия "политехнизм" (от греч. polis - многий), не отражая однако всего содержания понятия и не являясь противоположным по значению. Сторонниками М.о. были деятели Главпрофобра РСФСР (Б.Г. Козелев, Ф.В. Ленгник, О.Ю. Шмидт и др.) и Наркомпроса УССР (Г.Ф. Гринько, Я.П. Ряппо и др.). Концепция М.о. возникла под влиянием кризиса квалифицированной рабочей силы и неспособности школы решить эту проблему и стала альтернативной политике Наркомпроса РСФСР, которая привела в 1918-19 к закрытию профессиональных школ и преобразованию их в единые трудовые школы. Монотехнисты считали, что реализация положений Программы РКП(б) (1919) об общем и политехническом образовании всех детей до 17 лет и начале профессионального образования с 17 лет неосуществимы в современных социально-экономических условиях. Идея монотехнизма получила наиболее полное выражение в "схеме Гринько" (по ней строилась система народного образования УССР). Согласно схеме, дети до 15 лет включались в единую систему социального воспитания (детские сады, детские дома, трудовые школы-семилетки и др.); специальная подготовка осуществлялась в профессиональных школах по группам профессий. Шмидт предлагал вводить дифференциацию обучения уже на 6-7-м годах обучения, осуществлять полифуркацию на 8-9-м годах на специальных уклонах (отделениях): педагогическом, сельскохозяйственном, социально-экономическом и индустриально-техническом и т.о. способствовать слиянию общего и профессионального образования. Монотехнисты предлагали раннее начало ученичества (с 12 лет) и профессионального образования (с 14 лет) (Козелев, Ленгник). Они требовали переноса тяжести в системе просвещения в сторону профессионального образования и подвергли критике теоретические основы политехнического образования, прежде всего отрыв его от конкретного труда, что привело некоторых их них к отрицанию политехнизма (Козелев, Шмидт). Шмидт предположил, что тезис Маркса о политехнизме может быть ошибочен. Монотехнический подход к содержанию образования заключался в сокращении общеобразовательного цикла и его практической направленности.
   В 1920-21 по проблемам М.о. развернулась острая полемика. Оппонентами М.о. выступили А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, М.Н. Покровский, Л.Р. Менжинская и др. Их взгляды не совсем точно оценивались как "политехнические", хотя основным их тезисом было отстаивание общеобразовательной трудовой школы до 17 лет, базирующейся на идее политехнизма. В.И. Ленин в своих работах (1920-21) указывал на неприемлемость альтернативы - "политехническое или монотехническое образование" и сформулировал концепцию сближения общего и профессионального образования. Вместе с тем он усматривал в идеях М.о. поворот к реальным экономическим потребностям страны. Ленин негативно отнёсся к позиции леворадикальных сторонников трудовой школы (П.Н. Лепешинский, В.М. Познер, З.И. Лилина и др.), полагавших возможным через неё решать проблемы профессионального образования и отрицавших необходимость профессионального образования в будущем. В 20-е гг. произошла конвергенция систем образования: на Украине расширение общеобразовательных начал профессиональной школы, увеличение сроков обучения, в РСФСР - профессионализация старших классов.
   В историко-педагогической литературе нет достаточно объективного взгляда на концепцию М.о., нередко она расценивается как ошибочная. Однако монотехнизм был одним из первых проявлений плюрализма в советской педагогической мысли и дал интересный эксперимент развития образования в РСФСР и УССР. Понятие "монотехнизм" пытались возродить в 50-е гг. с введением в школе производительного труда и профессионального (производственного) обучения, но его использовали как ярлык с негативной, политизированной окраской. Против этого выступили многие педагоги (С.М. Шабалов, М.Н. Скаткин, В.А. Сухомлинский).
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 147-148)
   Ч421.202

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Монотехническое образование" в других словарях:

  • МОНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — монотехиизм (от греч то nos один), направление сов пед мысли 20 х гг 20 в, отражавшее один из подхо дов к проблеме взаимосвязи общего и проф образования и принципу политех низма (см Политехническое образова ние) Термин «монотехчизм» возник как… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • МОНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, монотехнизм — (от греч то nos один), направление сов пед.мысли 20 х гг. 20 в, отражавшее один из подхо дов к проблеме взаимосвязи общего и проф. образования и принципу политех низма (см Политехническое образова ние) Термин «монотехчизм» возник как антоним… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — вид профессионального образования и его нач. ступень, часть непрерывного образования. С этим понятием чаще всего связывается подготовка квалифициров. рабочих. Система П. т. о. удовлетворяет потребности личности в проф. образовании на основе проф …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Политехническое образование —     принцип организации содержания и преподавания общеобразовательных учебных предметов. Вариант практической реализации идеи трудовой школы. Предполагает ознакомление учащихся в теории и на практике с осн. принципами современного производства и… …   Педагогический терминологический словарь

  • УКРАИНА — гос во в Воет Европе Пл 603,7 тыс. км2 Нас 52,1 млн чел (1994), в т.ч. украинцы ев 72%, русские 22,1% Гос. яз украинский Столица – Киев. В 1989 на 1000 чел населения в возрасте 15 лет.н. старше приходилось 794 чел с высшим и средним (полным и… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Россия, Российская Федерация (история образования) —     Государство в восточной части Европы и северной части Азии. Площадь 17075,4 тыс. км2. Население 145,9 тыс. чел. (1999). Государственный язык русский. Столица Москва.    История образования. Дошкольные учреждения в 18 19 вв. рассматривались гл …   Педагогический терминологический словарь

  • Фуркация — (от позднелат. furco разделяю) в школе     построение учебных планов старших классов, при котором в целях учёта индивидуальных склонностей учащихся разрабатываются специальные учебные циклы и разделы с преимущественным вниманием к профилирующей… …   Педагогический терминологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»